Если каждый раз двигаться по гамме на квинту
вниз или на кварту вверх, то можно получить последовательность нот,
известную под названием квинтового круга.
Заметьте, что нота C располагается на кварту
выше ноты G, так что в этой точке круг замыкается.
Упражнение 22 - Пропойте
какой-нибудь ритмический рисунок, и затем сыграйте его на каждой из
нот квинтового круга.
Упражнение 23 - Попробуйте
двигаться на кварту вверх, а не на квинту вниз (или наоборот),
например:
Упражнение 24 - Сыграйте
каждую ноту и соответствующую ей квинту вверх. Рассматривайте эти
пары нот как отдельные блоки.
Упражнение 25 - Прибавьте к
каждой ноте квинту и октаву вверх, например:
Упражнение 26 - Пропойте про
себя какой-нибудь латиноамериканский ритмический рисунок. Обыграйте
его, используя ноты из Упр.25, например:
Обратите внимание на хроматический переход от
квинты одного аккорда к тонике следующего.
Упражнение 27 - играйте
мажорное трезвучие от каждой ноты квинтового круга, например:
играйте минорное трезвучие от каждой ноты
квинтового круга.
То же самое проделайте с мажорными и минорными
септаккордами.
Упражнение 28 - Добавив к
мажорному трезвучию малую септиму, вы получите доминантсептаккорд.
Ниже вы видите доминантсептаккорды, построенные от каждой из нот
квинтового круга.
Упражнение 29 - Возьмите 4
аккорда подряд по квинтовому кругу и повторите их несколько раз.
Сыграйте фразу на 1-й аккорд, а затем транспонируйте её либо её
вариации под другие аккорды, например:
Упражнение 30 - Играйте
мажорные и минорные гаммы по квинтовому кругу, то есть C-мажор,
F-мажор, Bb-мажор и.т.д. или A-минор, D-минор, G-минор и.т.д.
Обратите внимание, что при переходе к следующей гамме меняется
только одна нота.
Упражнение 31 - Каждую пару
соседних по квинтовому кругу нот можно рассматривать как квинту и
тонику мажорной или минорной гаммы, например C является квинтой в
гамме F, F квинтой в гамме Bb и.т.д. Аккорд построенный на 5-й
ступени гаммы обычно бывает доминанитсептаккордом и разрешается в
тонический аккорд. Таким образом, G7 разрешается в С, C разрешается
в F и.т.д.
Оборот V7-I лежит в основе всей западной музыки.
Поэтому играйте каждую пару аккордов квинтового круга как оборот
V7-I, пока не начнёте слышать создаваемое им напряжение и
разрешение, например:
Упражнение 32 - Привыкнув к
звучанию оборота G7-C, попробуйте добавлять к аккорду G7 и другие
ноты, каждый раз по одной. Любая нота, кроме F#, может стать
дополнением к этому аккорду, например E:
Упражнение 33 - В большинстве
пьес движение по квинтовому кругу используется для создания сильного
тяготения между аккордами. Возьмите знакомую вам мелодию и
попробуйте выделить в ней фрагменты с движением по квинтовому кругу
(имеются ввиду джазовые темы, русская музыка за некоторыми
исключениями построена по иным принципам). Ниже вы видите пример
басовой линии к пьесе "AUTUMN LEAVES", гармония которой вся
построена на движении по квинтовому кругу.